Бруно Пронсато, он же Стивен Форд, поднял немало шума в относительно тихих окрестностях Сиэттла, штат Вашингтон. Пронсато выпустил уже шесть альбомов — «Orac», «Telegraph», «Musique Risquee», «Philpot», «Milnor Modern» и «Hello? Repeat». Под его музыку танцуют люди по всему миру, от Северной Америки до Европы и Австралии. Сайт Mnml.nl пригласил Бруно немного поболтать…
В прошлом году вы выпустили сразу несколько уникальных зажигательных записей. Музыка Bruno Pronsato не похожа ни на чью другую. Под влиянием творчества каких музыкантов складывается ваша звуковая палитра?
Пожалуй, можно сказать, что я слушаю музыку фазами. Причем моя любовь к той или иной музыке принимает тяжелую форму – как в подростковом возрасте. Мне не хочется слушать ничего другого, я полностью погружаюсь в ту музыку, которая меня захватила, а не просто «изучаю» ее или что-то в этом роде. Наверное, это похоже на одержимость. И каждая из таких фаз по-разному влияет на мое творчество. Если мои альбомы и отличаются друг от друга (по крайней мере, для меня самого), то только потому, что я, допустим, сначала целый месяц кайфую под Кертиса Мейфилда, потом слушаю Веберна, потом зажигаю под Дэна Белла и так далее. Думаю, на любого продюсера оказывают огромное влияние самые разные музыканты и композиторы. Наверное, «звучание Бруно Пронсато» — это своего рода попытка отразить в своей работе все то, что привлекает меня в любимой музыке.
Влияют ли на ваше творчество музыканты из вашего родного города, Сиэттла?
В этом городе здорово работать. На самом деле, здесь очень спокойно, поэтому получается сосредоточиться на работе. Дома я редко тусуюсь со знакомыми – только встречаюсь на концертах с Джеффом Сэмюэлом и Lusine. Мы с ними всегда хорошо проводим время, они очень поддерживают меня. Но вообще техно-сцена Сиэттла меня не привлекает. За исключением фестиваля Децибел, который, разумеется, является просто потрясающим мероприятием (прямо-таки невероятным). В Сиэттле, на мой взгляд, техно-музыка более быстрая – больше ударов в минуту, более мощные цепляющие мотивы и так далее – все это не в моем вкусе. Так что я редко хожу на вечеринки. И конечно, если я выступаю в Сиэттле с концертом, послушать приходят обычно человек десять – в основном, мои друзья. С моих выступлений в местных клубах танцующие обычно очень быстро разбегаются. Но у Сиэттла есть свои сильные стороны. Здесь много активных людей, которые создают прекрасную музыку. Просто так сложилось, что меня эта музыка не трогает – а их не трогает моя.
Откуда, черт возьми, вы взяли этот псевдоним – Бруно Пронсато? Похоже на имя героя сериала «Клан Сопрано»…
Ха! Это не выдуманное имя – так зовут одного очаровательного молодого человека. Настоящий Бруно Пронсато живет в Аргентине, в городе Ла-Плата – и да, он знает, что я «позаимствовал» его имя. На самом деле, ему это даже кажется очень забавным. Я рад, что он не сердится на меня. Но если бы пришлось, я бы его использовал.
…А какой вклад в культовую музыку Бруно Пронсато вносит госпожа Пронсато?
Ну, вообще-то, она поет почти в каждом моем треке. Она не особенно любит техно, так что ее очень легко уговорить спеть. Самое замечательное, что мне потом не приходится по несколько дней спорить с ней о том, как аранжировать эти вокальные вставки и какой эффект к ним применить – она просто записывает вокальные партии, и я могу делать с ними все, что моей душе будет угодно. Работать с ней очень легко.
Кто такой Бобби Карате и можно ли в будущем ожидать его возвращения?
Ну, это проект, над которым я работал несколько лет назад. Для меня это был прежде всего эксперимент. Наверное, я просто пытался понять, какую музыку мне нравится сочинять. Так что альбом, который я записал под этим псевдонимом, в стилистическом отношении звучит довольно странно – в нем смешано все, что только можно. Думаю, работа над техно меня больше всего вдохновляет – поэтому я решил, что возьму другое имя, отправил Б. К. на свалку истории и представил публике своего приятеля Бруно…
Вряд ли я когда-нибудь вернусь к этому проекту. Если бы даже и вернулся, никакого воодушевления это у меня бы не вызвало бы. Могу почти с уверенностью утверждать, что с этим проектом покончено.
Я читал, что раньше вы играли в рок-группах. То, что вы переключились на электронную музыку – это своего рода прогресс или вам просто надоела сама идея работы в рок-группе?
Пожалуй, рок мне просто невероятно наскучил. Такое впечатление, что он представляет собой постоянное повторение хорошо забытого старого в новой форме. Не хочу сказать, что ситуация не изменилась и до сих пор, но в любом случае, сочинять и играть музыку совместно с кем-то еще – это не мое, я бы долго не продержался. Играть на ударных мне нравится, да и атмосфера в тех группах, в которых я участвовал, располагала к сотрудничеству, но рок меня больше не привлекает. Так что я купил компьютер и начал экспериментировать – было это где-то в 1999 или 2000 году.
Согласны ли вы, что создатель электронной музыки получает больший простор для творчества, чем музыкант, который творит в рамках – зачастую, довольно жестких – рок-музыки?
Лично я думаю, что это так. Я не считаю, что рок мертв или что у него нет будущего. Я уверен, что рок, как и любую другую форму искусства, ожидают серьезные изменения в будущем. Но если посмотреть с точки зрения моих личных вкусов, могу сказать, что сейчас рок меня ничем не привлекает. Меня не вдохновляет рок-музыка. Но я уверен, что рок как жанр еще ждут лучшие дни. Честно говоря, я не бегаю по музыкальным магазинам в поисках новой рок-музыки – возможно, дело в том, как я сейчас к ней отношусь.
Что входит в вашу концертную программу? Вы планируете концерт заранее или импровизируете?
Что касается программного обеспечения, на концертах я использую Ableton. Контроллеры – MicroKontrol и Doepfer Pocket Control. Плюс мой ноутбук PowerBook.Терпеть не могу, когда к моим выступлениям применяют понятие «импровизировать». В каком-то смысле я действительно импровизирую со своими сэмплами – но я бы хотел пояснить, что я имею в виду под импровизацией, потому что, на мой взгляд, между тем, что я делаю, и между тем, что делает джаз-музыкант, есть большая разница. Во-первых, сейчас я не пользуюсь никакими инструментами «вживую». Вот что я делаю. Обычно для концерта у меня заготовлено в Ableton 200 – 300 «эпизодов», каждый из которых состоит максимум из 8 – 10 сэмплов.
По поводу каждых пяти или около того эпизодов у меня есть какая-то «идея» или набросок, то есть басовая линия, которую можно назвать мотивом, несколько перкуссионных элементов и какой-то основной звук. Для каждой дорожки я использую спецэффекты, в некоторых больше, в некоторых меньше.
Суть в том, чтобы использовать каждые пять или около того эпизодов как идею. В конце концов, чаще всего моя задача состоит в том, чтобы развлекать публику пятничными или субботними вечерами. Поэтому нет смысла выходить на сцену и заводить ПЕСНЮ на 10 минут. Работа с этими идеями или набросками не только доставляет мне огромное удовольствие, но и увлекает слушателей. Иногда всего один звук или перкуссионный элемент с использованием того или иного фильтра может сотворить настоящее чудо. Я стараюсь использовать минимум «идей», потому что наброски, которые прекрасно подходят в одной ситуации, совсем не подходят в другой, и наоборот.
Помимо пластинок вы выпустили несколько альбомов на Интернет-лейблах, таких как Minlove и Unfound Sound. Как вы решаете, какие треки предложить обычной звукозаписывающей компании, а какие выпустить на цифровом лейбле? Что дают вам и вашей музыке Интернет-лейблы по сравнению с традиционными звукозаписывающими компаниями?
Ну, на самом деле, я принимаю решение о том, кому предложить тот или иной трек далеко не сразу после того, как заканчиваю работу над ним. Обычно у меня накапливается целый каталог треков. Все зависит от того, кто и когда просит у меня трек. Если у меня есть, скажем, шесть треков, звукозаписывающая компания хочет получить три, а Интернет-лейбл просит один, я предоставляю звукозаписывающей компании право выбора, потому что она платит мне деньги за мою музыку. То, что остается, я передаю Интернет-лейблу. С другой стороны, иногда я работаю исключительно для Интернет-лейбла. Пример – большая часть треков из серии «Lime Works» для лейбла Telegraph, над которыми я работал от случая к случаю. Все эти треки объединены своего рода общей темой, поэтому я отложил их для этого проекта. Если мне не хватает релизов, например, как сейчас, я уделяю основное внимание звукозаписывающим компаниям, которые выпускают пластинки. Обычно у меня всегда в запасе есть два – три трека, которые для пластинки не годятся. Я имею в виду, что это больше экспериментальные треки, не предназначенные для ди-джеев. Такие треки – в большей степени образцы, на которых я испытываю разные идеи, они представляют собой расширенный эксперимент или что-то в этом роде. Так что это прекрасный вариант для бесплатной публикации, потому что они довольно неоформленные и не стоят того, чтобы кто-то тратил на них деньги, заработанные тяжким трудом.
В прошлом году вы выступали на фестивале Mutek. Прошло ли все так, как вы рассчитывали – а может быть, даже лучше? Чьи выступления вам удалось послушать, чья музыка показалась вам особенно энергичной и зажигательной?
На Mutek было здорово. Пожалуй, даже лучше, чем я ожидал. Этот фестиваль оказался, прежде всего, прекрасным способом встретиться с теми, с кем я до этого общался только по электронной почте. Например, с Винсентом Лимьё и Марком Леклером с лейбла Musique Risqu?e и с еще одним потрясающим человеком – Майклом Бауманном с лейбла Philpot. Было очень приятно общаться с ребятами вживую и видеть перед собой лица, а не буквы в электронном письме, понимаете?
Мне пришлось уехать с фестиваля в воскресенье, так что я пропустил самую зажигательную часть. Но на мой взгляд, выступление Лусиано было просто потрясающе. Он действительно умеет работать с публикой. Хотя его ноутбук завис во время выступления, ему удалось удержать внимание слушателей и продолжить как раз с того момента, где он остановился. А это трудная задача.
Вы только что завершили полуторамесячный гастрольный тур по Европе. Что вам особенно запомнилось?
О-о! В каком-то смысле мне запомнился каждый город. Но особенно мне понравилось в Италии. У меня было там два концерта, и оба прошли просто нереально успешно. Буквально с того момента, как я туда приехал, все шло просто потрясающе – я встретился со своим другом Фабио из Минимоно, мы с ним гуляли по Флоренции, я жил в его восхитительном доме на холме с видом на город. Мне довелось попробовать самую прекрасную в мире кухню и играть перед самыми восторженными слушателями. Итальянцы просто сходят с ума от таких звуков. Такое впечатление, что между мной и людьми в зале наладилась особая связь. Такая музыка пользуется там огромным успехом, и люди понимают ее в полной мере. На следующий вечер я играл в Салерно, и могу повторить об этом городе те же самые добрые слова. Я познакомился со столькими замечательными людьми, что всех их просто не перечислить. Клубы, люди… просто ах! ИТАЛИЯ!
Каких новинок ждать от вас слушателям в этом году?
Этот год для меня – очень напряженный. Но не надо забывать, что большинство треков сейчас в работе или были закончены еще в конце 2005 года. Я гастролировал по Европе, выступал с концертами, и у меня просто не было времени на то, чтобы сочинять новую музыку. Так что вскоре появится сразу несколько релизов, но после этого долго не будет ничего нового, потому что на работу над треками у меня теперь уходит очень много времени.
Your tips for this year:
Artist: Franco Cinelli
Label: Upcoming – Hello?Repeat – as a mainstay – of course — Perlon
Net Label: Unfoundsound, Microphono
Name your top 5 albums of all time, both electronic & non-electronic.
These are always really rough for me, because mine looks like a million others .
1. Loveless – My Bloody Valentine
2. Sonic Youth – Daydream Nation
3. Prince – 1999
4. Curtis Mayfield – Curtis!
5. Sly & The Family Stone – There’s A Riot Goin’ On
Something like this – this is what I have been revisiting a lot lately – it will change tomorrow.
Ссылки в тему
http://www.undosounds.com
http://www.discogs.com/artist/Bruno+Pronsato